Пресс центр

Первой сормовской атомной подводной лодке – 50 лет!

13 Ноября 2017
Первой сормовской атомной подводной лодке – 50 лет!
В ноябре 2017 года исполняется 50 лет со дня поднятия флага ВМФ на крейсерской атомной подводной лодке «К-43» проекта 670 («Скат», заводской № 701). Лодка построена на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по проекту ЦКБ «Лазурит» и относится ко второму поколению атомных подводных лодок.

Создание этого супер-корабля стало крупнейшим достижением научно-технической мысли, так как АПЛ проекта 670 была первым в мире атомным подводным крейсером с крылатыми ракетами подводного старта. Такого рода вооружение (ракетный комплекс «Аметист») обеспечивало выход подводной лодки на стартовые позиции без потери скрытности, ракеты были практически неуязвимыми и могли поражать любую надводную цель.

Для обеспечения достройки, испытаний и сдачи АПЛ был создан комплекс вспомогательных средств: плавмастерская «Академик Крылов», два плавучих энергетических блока, плавучий контрольно-дозиметрический пункт, лихтёр.
Достройка и испытания АПЛ проводились в очень напряженной обстановке на Северной сдаточной базе, которой в то время руководил Ю.К. Меньщиков. Основными ответственными за организацию строительства были: директор завода М.А Юрьев, главный строитель завода К.Н. Гордеев, ответственный сдатчик Ф.Г. Преображенский, главный строитель проекта В.В. Семашко, старший технолог проекта К.С. Старцев, главный механик А.И. Нахров.

5 ноября 1967 года, через 3 года 5 месяцев и 27 дней после закладки, в городе Северодвинске председатель Государственной комиссии вице-адмирал А.И. Сорокин подписал приёмный акт.

Спустя 35 лет генеральный директор завода «Красное Сормово» Н.С. Жарков, который в то время руководил ответственными работами по устранению замечаний по результатам заводских и государственных испытаний корабля в море, сплотивший коллектив испытателей для выполнения сложнейших задач, на вопрос журналиста о самом счастливом дне в его жизни ответил: «Это день 5 ноября 1967 года, когда был подписан акт о передаче ВМФ первой сормовской АПЛ».

Всего за 10 лет заводом построено 11 кораблей проекта 670, которые успешно несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах, став щитом для страны и угрозой для потенциального противника.

7 ноября 2017 года в АО «ЦКБ «Лазурит», который проектировал этот уникальный подводный крейсер, состоялась конференция, посвященная 50-летию сдачи ВМФ головной АПЛ проекта 670.В конференции участвовали работники и ветераны ПАО «Завод «Красное Сормово». Юрий Константинович Меньщиков, который в настоящее время возглавляет общественный совет музея истории завода «Красное Сормово», поделился воспоминаниями о героическом труде коллег, строивших первый сормовский атомоход.

Справка о Заводе «Красное Сормово»

ПАО «Завод «Красное Сормово» – один из старейших российских судостроительных заводов, основанный в 1849 год. Завод вписал особую страницу в историю отечественного военного кораблестроения и коммерческого судостроения. На «Красном Сормове» за 75 лет построено и модернизировано более трехсот подводных лодок и спасательных аппаратов, 25 из них атомных. Сегодня завод строит суда коммерческого флота, отвечающие требованиям международных конвенций по надежности и безопасности. Английское Королевское общество корабельных инженеров (RINA) неоднократно включало сормовские танкеры в список «Значительных судов года».

Справка об ОСК

АО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом Президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.

Справка о Группе МНП

Группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты» осуществляет управление судостроительными проектами. Большой опыт работ на рынке гражданского судостроения позволяет Группе МНП эффективно реагировать на изменения рынка, комплексно использовать ресурсы и обеспечивать точное исполнение сроков контрактов строительства судов.

Возврат к списку