Пресс центр

Август и сентябрь в истории Завода "Красное Сормово"

26 Сентября 2017
20 июня 1881 года.jpg
5 августа 1897 года - 120 лет назад на Сормовском заводе начала работать телефонная сеть.

Но сначала связь появилась в Нижнем Новгороде.
С 1881 в городе первая в России линия гражданской телефонной связи (длина 1547 м) связала квартиры директоров-распорядителей пароходного общества «Дружина» с Георгиевской пристанью реки Волги. Четыре года спустя в Нижнем Новгороде появилась первая ГТС на 50 номеров, 10 лет спустя - на 200 номеров. К началу 20 века в нижегородском Заречье было уже 444 абонентов телефонной сети.

В августе 1897 года на завод пришло письмо из Санкт-Петербурга от Правления акционерного общества "Сормово" с разрешением установить телефонную связь. Первоначально было установлено 25 телефонов. Внутризаводская линия работала до 1898 года, потом была установлена телефонная связь с Нижним Новгородом. Сегодня телефонная связь приходит на завод через станцию КРОСС, откуда распределяется по всем абонентам предприятия.

Катер Волга.jpg
Август 1957 года - 60 лет назад построен первый в мире катер на подводных крыльях «Волга».

Длина – 8,5 м. Ширина – 2,1 м. Осадка на плаву – 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях – 0,55 м. Скорость – 60 км/ч. Мощность – 70 л.с. Пассажиры – 6 человек.
Это шестиместный катер, предназначенный для водного туризма и служебных целей с использованием на реках, озёрах, водохранилищах и прибрежных морских линиях. Катер получил исключительно высокую оценку за рубежом благодаря высокой маневренности и лёгкости в управлении.

Катер «Волга» разработан ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово». Проект получил номер 343.
Позднее эти катера в морском исполнении строились на Батумском СРМЗ и Гомельском Судостроительном заводе. Использовались в качестве скоростных разъездных судов государственными инспекциями и как доставочные и прогулочные суда. В народе катер «Волга» называли «Крылатка». Третье название, которое писалось с бортовым номером – «Стрела». Последний катер проекта 343 выпущен в 1986 году.

Строительство наливных шхун. Начало 20 в.jpg
Сентябрь 1887 года - 130 лет назад на Сормовском заводе построена первая в России морская транспортная нефтеналивная шхуна «Минин».

Это винтовой танкер с паровой машиной мощностью 320 л.с. и водоизмещением 500 тонн. Всего построено 37 судов этого типа. Они считались наиболее совершенными, даже в сравнении со шхунами шведской фирмы МОТАЛА, известной во всём мире. В отличие от своих иностранных коллег, которые ревниво придерживались прежних конструкций, сормовские судостроители сумели применить на шхунах немало «удобовыгодных новшеств». Они установили пониженные нормы расхода металла на изготовление корпуса судна. На сормовских шхунах было более удобное управление работой двигателей. По-новому была устроена охлаждающая система. Новинки техники, применявшиеся сормовичами, ранее вообще не использовались в шхунном судостроении не только в России, но и за границей. По свидетельству выдающихся специалистов, многие нововведения были «в высшей степени смелыми, отличавшимися оригинальностью и самостоятельностью своих конструкций».

Заслуга в осуществлении технических новшеств принадлежала А.Г. Некрасову, в то время хорошо зарекомендовавшему себя на Волге, и Я.Я. Лазареву, чья деятельность тоже получила широкую известность далеко за пределами Сормова. Оба они постоянно добивались создания наиболее выгодных конструкций паровых машин.

Сухогруз 50 лет Советской власти.jpg
30 сентября 1967 года - 50 лет назад сдан заказчику головной сухогруз «50 лет Советской власти» типа (проект 1557) смешанного «река-море» плавания, самый большой по грузоподъёмности в своём классе.

Система комплексной автоматизации полностью исключила тяжёлый физический труд экипажа. Впервые в СССР судну присвоен Государственный Знак качества.
Головной теплоход был построен в исключительно короткий срок для того времени. Его достапельный период длился 3 месяца, стапельный период – чуть более 3 месяцев, швартовые испытания и сдача – 2 месяца 10 дней. Полный цикл постройки составил 9 месяцев.
Всего в течение 15 лет построено 87 единиц сухогрузов этого проекта.

Материал подготовлен при поддержке музея истории завода "Красное Сормово"

Фото из альбомов музея и открытых источников

Возврат к списку